Заплати…телефоном и езжай спокойно

Приблизительно три года назад в Российской Федерации показался Samsung Galaxy Note2 с NFC-чипом, благодаря которому смартфон показывал оставшиеся на билете поездки. Тогда это был прорыв. С того времени бумажные проездные ограниченного срока работы и их аналоги типа жетонов здорово подорожали, и не только в Российской Федерации.

К примеру, жетон стамбульского метро стоит 4 лиры (88 рублей), а такая же поездка по бесконтактному проездному — меньше двух. В Москве разовый билет — 50 рублей, оплата по NFC — 29-30 рублей.

Отличие в полной мере оправдана экономически.

Так как разовые нужно печатать, после этого — ставшие мусором — убирать, жетоны — инкассировать, автоматы продажи обслуживать, а кассиршам платить заработную плат. Исходя из этого разработка NFC, Near field аккумуляторная («коммуникация ближнего поля»), благодаря которой любой обладатель телефона может платить за проезд, идёт в рост. У всех операторов услуга именуется «Мобильный билет», сейчас говорим о ней и о том, как мы попытались ей пользоваться.

Представьте себя пассажиром поезда, прибывшего в Москву либо, напротив Санкт-Петербург, и ринувшимся в кассы метро вместе с другой тысячью попутчиков. Утро, спешка, мороз, сломанные автоматы по очереди и продаже билетов к кассам — в и без того исторически тесных холлах станций «Комсомольская» либо «Площадь восстания».

В случае если с прошлых командировок у вас не осталось заветного жетона (в Санкт-Петербурге они ещё в ходу) либо срок действия столичной многоразовой карточки закончился — вам очень рады в засаду! В случае если повезет, то вам встретится ангел, что прокатит по собственной карте за ваши наличные либо безвозмездно, выручит заказанная машина либо уличный велопрокат. А лучше — включайте NFC, и вперёд.

Эта разработка разрешила «заряжать» поездками смартфон так же, как многоразовую пластиковую карту столичного транспорта «Тройка».

Для этого необходимы телефон с помощью NFC технологии и SIM-карта с NFC — виртуальный проездной хранится в её приложении. По сути, это отдельный финансовый счёт — область памяти, могущая обмениваться информацией с турникетом (хватает ли денег на поездку) и с сотовыми операторами. Обмен с турникетом происходит через NFC-антенну смартфона — встроенную либо отдельную.

Цена проезда по «Мобильному билету» (NFC-оплата проезда мобильником) подобна стоимости проезда по «Электронному кошельку» (оплата «Тройкой», заряженной деньгами (а не поездками).

Как перевоплотить собственный в полной мере простой а также не весьма "умный" телефон в NFC-агрегат? Очень — NFC-антенну (цена вопроса — 10 рублей) и поменять стандартную SIM-карту на аналог с помощью NFC (бесплатная процедура в салоне оператора).

Радостным обладателям гаджета со встроенной помощью NFC достаточно заменить SIM-карту.

Обход сотовых ритейлеров продемонстрировал более-менее большой ассортимент NFC-телефонов и недостаток антенн для установки в безNFC-шные смартфоны. В «Евросети» и «Мобайл элементе» антенны не продаются, кое-какие продавцы кроме того не знают, что это такое.

В собственных и дилерских конторах «Билайна» их не выяснилось (оператор заявлял, что не будет торговать антеннами), а в «МегаФоне» продаются лишь NFC-метки. В отличие от антенны, они пассивные и для проезда не годятся. Полный комплект нашелся в салонах и в веб-магазине МТС: NFC-SIM, и антенна к ней за 10 рублей. По всей видимости, это следствие известной стратегии оператора — получать не на гаджетах, а на одолжениях.

Пользователи iPhone так легко не отделаются — им предлагается особая антенна за 990 руб. Что сделать, неразборный аппарат так просто не модифицируешь.

NFC-антенна от МТС.

Протяженность близкая к оптимальной, не через чур долгая для одних смартфонов, и не через чур маленькая для других. Не напрасно МТС заявляет о лидерстве на рынке денежных одолжений: о том, что сотовые компании не так долго осталось ждать превратятся в денежно-телекоммуникационные, говорят все, а личный банк имеется лишь у одной. «Мобильный билет» для абонентов МТС — лишь один из последовательности денежных сервисов, дешёвых через NFC. Исходя из этого, завлекая пользователей к NFC через оплату проезда, МТС формирует базу пользователей бесконтактных платежей.

.

Дабы сэкономить время, заявление на NFC-карту возможно заполнить заблаговременно, перед визитом в салон.

Для теста «Мобильного билета» на смартфоне выбрана Lumia 920 со встроенным NFC-модулем (перечень которых рекомендуют моделей телефонов).

Для теста на безNFC-шном смартфоне приобретена антенна за 10 рублей. Она брендирована МТС, но не «залочена». Тариф выбран «Супер МТС» (цена 90 рублей, все на счету): он без абонентской платы, и подойдёт приезжим как целевой аудитории «Мобильного билета». Дело в том, что большая часть москвичей, как нередкие пассажиры, пользуются многоразовыми проездными, в этом случае поездка на наземном транспорте обходится им в 15 рублей, на метро — в 24 рубля, — это условия проездного на 60 поездок. Симку с NFC до тех пор пока что нереально зарядить пакетом, лишь деньгами на разовые поездки, наряду с этим цена одной поездки составит 29 рублей на автобус/трамвай/троллейбус и 30 рублей на метро.

Исходя из этого «Мобильный билет» удачен тем, кто проездным не пользуется. Для меня, как петербуржца, локальный тариф оператора был эргономичен кроме этого и опцией «Звони безвозмездно на МТС России 100». Кассир сказала, что первые 14 дней на нём не тарифицируются пакеты SMS и интернета, а 20 мин. вызовов в день на столичную МТС предоставляются безвозмездно кроме того без опции.

Чтобы не тратить время в салоне, я запросил e-mail’ом на info@mts.ru полные условия этого предложения try-and-buy. И применял его в-хвост-и-в-гриву, потому, что на протяжении тестирования то и дело приходилось обращаться за справками на сайты, то к приятелям, то в контакт-центры операторов либо метро.

В Петербурге-то NFC-оплата трудится с 2012 года, но для нас не так актуальна, как для Москвы (благодаря разнообразию платёжных способов — турникеты принимают банковские карты PayPass и PayWave; а «Подорожник», аналог столичной «Тройки», значительно раньше неё обучили пополняться удалённо — заряжаешь дома через сайт, едешь в Санкт-Петербург и в кассу не стоишь – прим.Ред.).

Наряду с этим нужно подчернуть, что у столичных пользователей новшества собственные бонусы: на NFC-SIM от МТС имеется еще и «Мобильный Кошелек» — возможность привязать собственную пластиковую карту МТС Деньги к SIM-карте и оплачивать приобретения в одно касание по PayPass. Таковой набор разрешит абоненту в Москве передвигаться по городу посредством «Тройки», а в Питере по PayPass.

NFC-SIM МТС. С «Мобильным билетом» трудятся лишь SIM-карты «громадной тройки», приписанные к столичному региону

…Lumia920 получила не сходу. Наподобие всё верно: БС заметила, что у меня NFC-SIM, и отправила SMS-оферту «Мобильного билета».

Для полноты опыта — на SMS ответил «0» (отказ от оферты). В ожидании подтверждения отказа зашёл на pda.mts.ru для пополнения счёта (тут и понадобился бесплатный трафик; в то время, когда он по большому счету анлимитный — эргономичнее пополнять на pay.mts.ru) и предстоящего приёма оферты.

Подтверждение отказа от «Мобильного билета»

При согласии с офертой происходит перевод 150 рублей со счёта мобильника на счёт «Мобильного билета» (в будущем — пополняю сам на какое количество захочу; кроме этого доступно автопополнение, в случае если баланс опустится ниже 90 рублей). К слову, деньги с банковской карты (минимум 100 рублей) пришли мгновенно.

Обратно «Мобильный билет» подключается уже не через SMS, а в SIM-меню (раздел «Мобильный билет»).

SIM-меню МТС

В SIM-меню «Мобильного билета» 3 функции: Вкл/Выкл услуги; Запрос баланса; и Справка.

Нажимаю «Включить»:

К тому времени «Мобильный билет» в SIM-меню получил, я включил NFC в настройках Lumia, и без неприятностей прошёл через турникет автобуса 82.

По дороге прочёл на сайте Мосгортранса новость за 7 октября, что «оборудование контролёров разрешает вычислять с NFC-телефона время и дату прохода через турникет по телефону, как с простого билета». На сайте Дептранса Москвы прочёл, что смартфоном в Москве уже возможно оплатить аэроэкспресс («Тройка» принимается в том месте уже год) и Столичный зоопарк.

Оператор контакт-центра «Аэроэкспресса» Надежда дала совет этому не верить, а пресс-секретарь зоопарка О.Вайншток сообщила мне по телефону, что это «в далёкой возможности, и не этого года».

Так «Мобильный билет» стал аналогом «Тройки» с ограниченным функционалом — ещё он не принимается в электричках МЖД; и на него нельзя записать пакеты поездок. Имеется и превосходство над «Тройкой» — возможно проверить его баланс на смартфоне, а «Тройку» — лишь на валидаторах у касс метро либо в тех уличных киосках «Мосгортранса», что автоматизированы.

Тест «Мобильного билета» безNFC-шным смартфоном, с отдельной антенной

Для теста оплаты безNFC-шным смартфоном с отдельной антенной, я применял собственный МТС на данный момент Run 4G. У него неповторимая батарея — 3400 мАч (хоть NFC практически не тратит энергию, но запас карман не тянет).

И — удобный для для того чтобы случая SIM-слот, не скрытый батареей. Из минусов Android — при применении режима «полёт» либо смене SIM иконка SIM-меню самоудаляется с главного экрана.

Установка в МТС Smart Run 4G NFC-антенны в соответствии с приложенной к ней инструкции.

Шлейф антенны было нужно согнуть ещё и под углом, дабы вместить и в без того немаленький смартфон (5-дюймов)

NFC-карты у МТС трёхформатные, так что microSIM из Lumia удалось скоро нарастить до miniSIM родным (это принципиально важно для надёжности контактов) набором, и приклеить к контактам антенны так, дабы она стала прокладкой между контактами SIM-слота и SIM.

А вот шлейф антенны было нужно закреплять между батареей и крышкой под углом, что рискованно для его сохранности.

Пример набора SIM и микроSIM+NFC-антенна, готовый к установке в гаджет

В инструкции призывают беречь как раз контакты, но если судить по наклейке с надписью «3М» они надёжны, эта американская компания специализируется на высоких разработках в области плёнок, а также для госномеров и дорожных знаков. По крайней мере, клейкий слой выдержал пара примерок на этом аппарате и на вторых (а шлейф — нет, и по окончании теста на третьем по счету смартфоне порвался: «билет» прекратил трудиться).

Вследствие этого мне не довелось потестить кнопочные телефоны без ОС и заготовленный мобильный роутер. Разумеется, ими также возможно оплачивать проезд, поскольку они подают питание на SIM и антенну, а этого достаточно.

Резюме

МТС, как локомотив этого сегмента рынка и заинтересованный в его развитии фаворит, однако не имеет возможности нести ответственность за всех его бессчётных участников: а также операторов контакт-авторов и центров пресс-релизов о зоопарке и Аэроэкспрессе. К примеру, в контакт-центре последнего знают лишь об оплате штрих-кодом с экрана мобильника, билет наряду с этим необходимо заблаговременно приобрести через браузер либо мобильное приложение. В общем, кое-какие организационные шероховатости на момент ввода услуги в воздействие еще имеется, но сама услуга непременно трудится, установлено!

И это прекрасно, NFC-телефон (со встроенной антенной!) уже пора заводить, привыкать к новым методам оплаты за услуги и товары: нельзя исключать, что непременно без аппарата с NFC нереально будет сдвинуться с места.

© Петр Смирнов, MForum.ru

Читайте также: