Широкополосный доступ. Маркетинг: Столица показала пример провинции

Широкополосным выходом в интернет (broadband) пользуются около 5 млн русских семей — практически столько же, сколько и коммутируемым (dial-up), подсчитали JP и iKS-Consulting

В Москве пользователей широкополосного интернет-доступа стало больше, чем клиентов dial-up, еще в конце 2005 г. на данный момент, согласно данным JP, коммутируемым доступом пользуются не более 5% столичных пользователей всемирной сети, а Comnews Research оценивает их долю еще ниже — в 4%.

Куда расти

68% домохозяйств США имеют выход в интернет, согласно данным Forrester Research

70,6% пользователей всемирной сети США подключены посредством broadband

Чтобы перелом случился и в регионах, потребовалось два года. В течение 2007 г. общее колличество пользователей broadband в Российской Федерации возросла на 53% до 4,9 млн, в следствии их стало фактически столько же, сколько dial-up-абонентов — 5,1 млн, подсчитал старший аналитик JP Григорий Бецков. В течение первых трех месяцев 2008 года broadband одержит победу совсем, ожидает он. С Бецковым согласен аналитик iKS-Consulting Константин Анкилов: к марту количество абонентов широкополосного доступа сравняется с числом пользователей коммутируемого доcтупа — и тех и других будет по 5,2-5,3 млн, думает он.

Обитатели регионов с радостью переходят с dial-up на broadband, поскольку они приобретают на порядок более высокую скорость доступа, продолжает Бецков. Большая скорость соединения по разработке коммутируемого доступа — 56 кбит/с, тогда как самый распространенная разработка широкополосного доступа ADSL дает 8 Мбит/c, а FTTB (fiber-to-the-building, «оптоволокно до дома») — до 100 Мбит/с.

В регионах бум broadband-подключений, подтверждает глава департамента внешних коммуникаций «Связьинвеста» Олег Михайлов. По предварительной оценке холдинга, в 2007 г. к широкополосным сетям доступа подключилось около 2 млн абонентов его компаний — практически в 3,5 раза больше, чем годом ранее (0,6 млн). Операторы «Связьинвеста» сами стимулируют абонентов переходить на broadband: их доходы от dial-up каждый квартал растут на 1%, а от широкополосных сетей — на 20-30%, растолковывает Михайлов.

Число пользователей dial-up все время уменьшается, соглашается президент «Комстар — Объединенные телесистемы» (торговые марки «Стрим» и МГТС) Сергей Приданцев. «Комстар-ОТС» (согласно данным JP, занимает ведущую плозицию по числу пользователей на broadband-рынке Москвы) за 2007 г. увеличил абонентскую базу в регионах на 70%, подключив 40 000 квартир, а в текущем году рассчитывает как минимум на 100%-ный рост, говорит Приданцев. Всего в ближайшие четыре года «Комстар-ОТС» собирается потратить на региональную экспансию $120 млн (не учитывая приобретений).

В развитие широкополосных сетей в прошедшем сезоне вложились многие операторы, констатирует генеральный директор «Корбины телеком» Александр Малис. «Корбина» — главный соперник «Комстар-ОТС» в Москве — собрала в столице за девять месяцев 2007 г. более 150 000 broadband-пользователей, а на данный момент совместно со своим акционером Golden Telecom строится в регионах (бюджет программы — $1,3 млрд). «Для людей, каковые пользуются интернетом, отличие в цене делается уже не концептуальной, а отличие в качестве — высочайшая», — подмечает он.

По оценке Анкилова из iKS-Consulting, средний по России счет на квартиру, подключенную к широкополосной сети, на данный момент образовывает $10-15 в месяц, а к dial-up — $5-7 в месяц.

По результатам 2007 г. доходы broadband-провайдеров от обслуживания квартир более чем в два раза превысили доходы провайдеров dial-up ($864 млн и $400 млн соответственно), а с учетом доходов от корпоративных пользователей достигли $1,8 млрд, додаёт аналитик. Наряду с этим количество подключений будет возрастать еще долго: так как выхода в интернет до сих пор лишены более 75% русских квартир, говорится в недавнем отчете канадской исследовательской компании Maravedis.

Анкилов оценивает уровень проникновения одолжений интернет-доступа в среднем по России всего в 18%.

© Тимофей Дзядко, "Ведомости"