Обзоры: Казахстан. Борьба за абонента

Сотовые операторы отыгрывают у наземных телекоммуникационных компаний долю в совокупных доходах отрасли.

В сотовой связи Казахстана количество абонентов превысило 3 млн. человек, у фиксированной связи — 2,5 млн. абонентов. Обычная тенденция, которая прослеживается во всем мире: сотовые операторы теснят наземных.

Мы к этому подготавливались. Частенько делались официальные прогнозы, что беспроводная телефония будет опережать классическую по темпам роста. Так что нет ничего необычного в том, что переломный момент наступил. Весьма интересно второе — сотовым операторам прежние прогнозы — не закон.

В 2003 году Минтранском рассчитывал, что количество абонентов бурно развивающейся сотовой связи в 2005 году вырастет до 1,63 млн номеров. В действительности оказалось вдвое больше… И доход, соответственно, перемещается в сторону сотовиков (график 1).

График 1

Но даст ли наземная телефония так легко себя затмить? Вряд ли. У фиксированной связи сохраняется сильный потенциал. "Казахтелеком", главный в данном сегменте, умудряется стабильно наращивать прибыль (график 2).

Бюджет компании значительно пополняют звонки с простого телефона на сотовый: с 84,3 60 секунд на один телефонный аппарат в 2001 году трафик вырос до 142,5 60 секунд в 2004 году. Другими словами с одного телефона, в случае если вычислять по 40 тенге за 1 60 секунд, компания приобретает доход в 5,6 тыс. тенге. Так что рост абонентов сотовой связи удачен и проводным операторам.

Действительно, вероятен обратный эффект: звонки с сотового на сотовый обходятся дешевле, и в случае если обладателей трубок делается все больше, то, по логике, граждане станут меньше пользоваться простым телефоном, а чаще беспроводной связью.

График 2

Чувствуя замечательное давление со стороны сотовых операторов, "Казахтелеком" собирается развивать те направления, где у него имеется замечательные ресурсы. В этом году компания собирается потратить более 30 млрд тенге на реализацию инвестиционных проектов и более продуктивно применять выстроенную национальную информационную супермагистраль.

А также для повышения передачи данных и транснационального транзита интернет-трафика.

Но, оглядываясь на то, как скоро растет клиентская база у сотовиков, "Казахтелеком", вероятнее, сожалеет, что компании до сих пор так и не удалось заполучить частоту и самостоятельно продвигать сотовую связь. Лицензия стала бы хорошим подспорьем, в противном случае может оказаться, что, начиная с этого года, темп роста доходов в компании начнет падать.

По результатам первых трех месяцев этого года она взяла чистую прибыль в сумме более 7 млрд тенге. Если сравнивать с теми-же месяцами в прошедшем году, в то время, когда было получено 6,151 млрд тенге, отличие несущественная. А ведь впереди еще "мертвый сезон" и деловое затишье.

Таблица

Не обращая внимания на тенденции не в собственную пользу, проводные операторы, однако, не хотят видеть себя аутсайдером. Недавно телекоммуникационная компания ASTEL стала очередным оператором по предоставлению в Казахстане одолжений междугородной и интернациональной связи. Компания, имея на сегодня узлы магистральной сети в 21 городе Казахстана, планирует предстоящее наращивание количества узлов сети компании как в городах, так и в сельской местности республики.

Страно, но сельская сообщение, которая постоянно считалась обузой "Казахтелекома" ввиду ее убыточности, внезапно завладела вниманием операторов. Причем не только отечественных. Практически в один момент с ASTEL о собственном жажде создавать сеть сельской связи заявила китайская ZTE. Все это показывает, что проводные операторы готовы выходить на новые ниши и обнаружить в том месте абонентов для собственных сетей.

Также выход, не смотря на то, что, само собой разумеется, платежеспособность сельчанина не идет ни в какое сравнение с денежными возможностями клиентов сотовых компаний.

© Олег Хе, "Специалист — Казахстан"