Итоги. Украина: «Астелит» берет пример с Tele2. Украинская GSM-компания впервые за два года получила операционную прибыль

В соответствии с отчету Turkcell за III квартал выручка подконтрольного ей «Астелита» за данный период выросла в 3,7 раза если сравнивать с тем же периодом 2006 г. до $76 млн, а EBITDA в первый раз достигла хорошего значения — $2,9 млн. От чистого убытка данный оператор пока не избавился, но «мы в хорошей денежной форме» и «сохраняем надежду, что [выход на безубыточность] произойдёт в скором времени», передал «Ведомостям» через пресс-службу исполнительный директор «Астелита» Тансу Еэн.

ООО «АСТЕЛИТ»

украинский оператор сотовой связи

Трудится В первую очередь 2005 г., в последних числах Сентября 2007 г. обслуживал, согласно данным ACM-Consulting, 7,6 млн клиентов.

Акционер – Euroasia Telecommunications Holdings B.V., 54,8% которой принадлежат Turkcell, а 45,2% – System Capital Management Рината Ахметова.

Выручка (2006 г.) – $88 млн.

Убыток по EBITDA (2006 г.) – $83,8 млн.

Чистый убыток (2006 г.) – $198 млн.

Достижение хорошей EBITDA Еэн растолковывает сфокусированностью компании на акциях, «приносящих новых абонентов и стимулирующих более активное применение одолжений».

В итоге у «Астелита» увеличилось не только неспециализированное число абонентов, каковые отсеиваются раз в 13 месяцев (с 4,6 млн до 7,6 млн), но и количество активных пользователей — тех, что воспользовались платными одолжениями хотя бы раз за три месяца (с 1,9 до 4,7 млн). Средний доход оператора на активного абонента достиг $5,8 в месяц (+48,7% за год), неспециализированный ARPU (средняя выручка на абонента) удвоился до $3,6 в месяц.

Ближайший соперник «Астелита» — российский «Вымпелком» начал подключать украинских абонентов в начале 2006 г., в то время, когда их общее число уже приближалось к 100% населения (в последних числах Сентября 2007 г., согласно данным ACM-Consulting, уровень проникновения на Украине составлял 115,3%).

Во II квартале 2007 г. чистый убыток подконтрольного «Вымпелкому» ЗАО «Украинские радиосистемы» (УРС) составил $17,2 млн, а ARPU по активным абонентам упал если сравнивать с показателем годовой давности на 28,8% до $4,2 в месяц (за III квартал оператор еще не отчитался). «На Украине мы так же, как и прежде фокусируемся на росте абонентской базы, в один момент уделяя внимание ее качеству», — говорится в квартальном отчете «Вымпелкома». Если сравнивать с уровнем прошлогоднего II квартала убыток по OIBDA у УРС сократился практически в четыре раза до $3,1 млн.

Позиции «Киевстара», наибольшего оператора сотовой связи Украины, с усилением борьбы практически остались прежними, отметил сравнительно не так давно Тронд Мо, глава украинского офиса Telenor (обладающей 56,5% «Киевстара»).

Согласно данным ACM-Consulting, часть «Киевстара» по выручке кроме того увеличилась с 51% (март 2006 г.) до 52% (март 2007 г.), а по абонентам — сократилась на 2 п. п. до 43%.

Часть МТС по выручке на Украине сократилась за тот же период с 46% до 40%, подмечает партнер ACM-Consulting Антон Погребинский. В марте 2007 г. МТС обслуживала 44% украинских абонентов, а в последних числах Сентября — 37,1%.

Но этим летом компания совершила на Украине ребрендинг и запустила новые тарифы, напоминает директор по связям с общественностью МТС Елена Кохановская. «В условиях, в то время, когда проникновение сотовой связи на Украине преодолело 100%, отечественная новая стратегия ориентирована в первую очередь на удержание абонентской базы и стимулирование пользования», — отмечает она. Так именуемые новые абоненты — это люди, берущие вторые либо третьи sim-карты, «и их сокровище существенно ниже». Результаты акций МТС будут видны в следующем году, обещает Кохановская.

По динамике бизнеса «Астелит» во многом схож с русским подразделением шведской Tele2 — четвертым в Российской Федерации оператором (8 млн абонентов). «Tele2 Российская Федерация» достигла хорошей EBITDA приблизительно за три года и до сих пор растет стремительнее рынка, отмечает глава ее правления Юрий Домбровский (согласно данным ACM-Consulting, с конца сентября 2006 г. оператор увеличил рыночную долю по числу абонентов в Российской Федерации на 1 п. п. до 4,84%). Во II квартале 2007 г. русский выручка Tele2 выросла если сравнивать с показателем годовой давности в 2,2 раза до $188,6 млн, а EBITDA — в 5,6 раза до $61,9 млн. «Сотовые рынки и России, и Украины имеют еще громадный потенциал роста», — уверяет Домбровский, именуя сегодняшний уровень ARPU «патологически низким».

© Тимофей Дзядко, "Ведомости"