IP-TV: Сиди и смотри. В России появляется “живое телевидение”

Платное телевидение неспешно перестает быть расширенным комплектом каналов. Чтобы завоевать абонентов, операторы сами создают каналы, внедряют дополнительные услуги и предлагают выход в Интернет с телеэкрана.

По оценкам компании ACM-Consulting, на данный момент в Российской Федерации около 1,1 млн абонентов платного телевидения. Собственные услуги предлагают 250 операторов платного ТВ, а оборот этого рынка в 2004 г. составил $145 млн.

На столичный регион приходится около 20% выручки и 30% абонентов. Наибольшие игроки столичного рынка платного ТВ – компании “НТВ-Плюс” (согласно данным ACM-Consulting, в конце 2004 г. обслуживала 340 000 абонентов по всей России, годовой оборот $29,4 млн), “Комкор-ТВ” (73 000 абонентов, $1,4 млн), “Космос-ТВ” (50 000 абонентов, $11,3 млн), “Версател” (торговая марка DIVO-TV, 21 000 абонентов, $3,6 млн).

Доли наибольших игроков русского рынка платного ТВ в 2004 году

Раньше русские операторы платного телевидения по большей части боролись за абонентов двумя методами: снижением количества цен и увеличением каналов. Но на данный момент у многих компаний эти параметры фактически сравнялись.

Исходя из этого начался поиск вторых дорог привлечения абонентов.

Так, сейчас практикуется личный подход к пользователю. Он может, к примеру, оплачивать далеко не весь пакет из 80 каналов, большая часть из которых он вряд ли будет наблюдать, а заплатить намного меньшую сумму за пакет из 10 программ, наряду с этим включить в том направлении лишь собственные любимые каналы.

Помимо этого, среди больших операторов все более популярным делается подход, что первым опробовал “НТВ-Плюс”, — не брать каналы, а создавать их самим, исходя из потребностей зрителей. У самого “НТВ-Плюс” на данный момент восемь каналов собственного производства, и число их всегда растёт.

Так, в ноябре 2004 г. были запущены каналы “КиноХит”, “Настоящее Ностальгия и” смешное “телевидение”.

У запустившегося в этом месяце “СтримТВ” — четыре канала собственного производства: “Драйв” (автомобильная тематика), “Охота и рыбалка”, “Здоровое ТВ” и “РетроТВ” (передачи прошлых и лучшие фильмы лет). Планирует создавать собственные каналы и “Корбина Телеком”, до тех пор пока говорящая в тестовом режиме. “Мы уже создали собственную киностудию и до тех пор пока планируем сделать корпоративный канал, в то время, когда же выйдем в коммерческую эксплуатацию, число каналов собственного производства расширится”, — говорит вице-президент “Корбины” Александр Малис.

Кроме этого платные операторы начали расширять спектр одолжений. “Стандартного показа телевизионных каналов абонентам сейчас не хватает”, — подмечает генеральный директор “Космос-ТВ” Андрей Степанов. Так, к примеру, кроме фактически просмотра каналов абонентам DIVO-TV и “СтримТВ” дешева такая услуга, как “видео по запросу”. Заплатив приблизительно $2, зритель может, не выходя из дома, получить доступ к широкой видеотеке и, выбрав в том месте фильм, взглянуть его у себя на экране телевизора в любое эргономичное время. В будущем такую услугу собираются внедрить у себя и “Космос-ТВ” с “НТВ-Плюс”.

Сейчас один из самых увлекательных дорог развития платного телевидения — создание интерактивного телевещания (IP-TV). В роли оператора в этом случае выступает интернет-провайдер, что передает телесигнал на компьютер либо телевизор по каналу скоростного доступа в Интернет. В следствии клиент приобретает доступ к массе дополнительных одолжений. К примеру, он может просматривать на экране телевизора электронную программу передач, заказывать билеты и расплачиваться за услуги, контролировать собственную email и просматривать кое-какие интернет-страницы, принимать участие в опросах и голосованиях.

Кроме этого на базе интерактивного телевидения возможно осуществлять услуги “видео по запросу” и “виртуального видеомагнитофона”, в то время, когда зритель программирует телевизор либо компьютер на запись какой-то программы в определенное время.

По оценке компании Sunnyvale, в 2004 г. мировые доходы от IP-телевидения составили $635 млн, а количество подписчиков данной услуги составило 1,9 млн. К 2008 г. эти цифры смогут вырасти до $7,2 млрд и 25,3 млн человек.

В Российской Федерации интерактивного телевидения до тех пор пока нет. Тестовые сети имеется в Рязани, Ставрополе и Краснодаре. В Москве возможности IP-TV уже около года тестирует “Корбина”. Пользователям безвозмездно доступно восемь каналов и услуга “виртуальный видеомагнитофон”, показавшаяся в апреле.

По словам Малиса, одолжениями IP-TV “Корбины” на сегодня воспользовалось около 65 000 человек. В коммерческую эксплуатацию до тех пор пока запущен лишь один проект полноценного интерактивного телевидения — это “СтримТВ”, детище входящей в АФК “Совокупность” компании “Совокупность Мультимедиа”. “СтримТВ” смогут пользоваться абоненты сети широкополосного доступа интернет-провайдера “МТУ-Интел”. Для приема “СтримТВ” им нужно купить особый модем и приставку (set-top box) ценой около $200. Абонентская плата образовывает $10-18.

За эти деньги пользователи приобретают доступ к 80 радиостанциям и 62 телеканалам. Кроме этого им дешёвы шесть игр, намерено адаптированных для применения на телевизионном экране. В скором времени абоненты “СтримТВ” смогут кроме этого получить доступ в Интернет с экрана телевизора.

Специалисты по-различному оценивают возможности IP-TV в Российской Федерации. “Технически такие услуги смогут предоставлять более 100 российских интернет-операторов, но вряд ли они до тех пор пока будут это делать”, — вычисляет аналитик Борис Овчинников.

Дело в том, растолковывает Овчинников, что кроме того у самых больших операторов широкополосных сетей доступа в Интернет количество абонентов не превышает 15 000-20 000 человек, исходя из этого запуск IP-TV для них до тех пор пока нерентабелен.

&copy Юлия Белоус, "Ведомости"